В последние годы нарушений речи у дошкольников и младших школьников наблюдается все больше. В частности — это дизартрия, начиная от стёртой формы и заканчивая более тяжёлыми формами. В данной статье мы бы хотели рассмотреть особенности речи детей при данном дефекте, причины появления и подходы в коррекции.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДИЗАРТРИИ
Дизартрия у детей появляется в результате поражения мозга, вызванного разнообразными вредоносными факторами, которые действуют на организм:
— в процессе внутриутробного развития (инфекции, кислородная недостаточность);
— во время рождения (затяжные или стремительные роды, родовые травмы);
— после родов (гидроцефалия, черепно-мозговые травмы).
МЕХАНИЗМ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
При дизартрии в результате органического поражения двигательных нервов или речевых отделов в головном мозге, становится невозможной полноценная передача нервных импульсов, а в речевых мышцах развиваются явления пареза или паралича.
У большинства детей наблюдается нарушение чувствительности речевых мышц, поэтому они почти не ощущают положения своих органов артикуляции. Это вызывает затруднения в нахождении нужного положения органов артикуляции.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДИЗАРТРИИ:
— больше всего страдает качество звукопроизношения. Связано это с парезами губ, языка, нижней челюсти;
— нарушена сама организация речи;
— наблюдается нарушение ритма, темпа речи, ребенок говорит «в нос»;
— нарушается речевое дыхание, координация вдоха и выдоха.
В целом речь нечёткая, смазанная, монотонная.
УСЛОВИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Логопедическую работу с любым нарушением речи желательно начинать в младшем дошкольном возрасте и дизартрия не исключение.
Обязательные условия при работе с дизартрией:
— квалифицированная помощь невролога, невропатолога, медикаментозный фон для питания ЦНС;
— участие родителей в коррекционном процессе;
— систематичность занятий;
— развитие артикуляции, звукопроизношения;
— развитие слухового внимания, фонематического восприятия, коррекция речевого дыхания;
— нормализация мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитие произвольных мимических движений;
— формирование способности выполнять артикуляторные движения.
Результаты системной работы по формированию речи зависят от формы дизартрии, от степени тяжести нарушения, а также необходимых условий.
Очень важно знать, что коррекционная работа не должна заканчиваться на занятиях с логопедом. Для наилучшего результата, эту работу следует продолжать и дома, и на прогулке, и в любых совместных делах.