Дефекты речи


Дефекты речи – это искаженное произнесение звуков, которое возникает в результате нарушений в работе речевого аппарата. Неправильное произношение у взрослого человека чаще всего связано с травмами, операциями, сильными стрессами. У детей патологии обычно возникают вследствие неврологических расстройств или наследственного фактора. Дефекты речи лучше исправлять в детстве, тогда шансы на то, что ребенок будет говорить правильно и внятно значительно увеличиваются. Решение данной проблемы необходимо доверить грамотным специалистам, таким как в клинике «Доктор звуков».

Виды дефектов

Дефекты подразделяются на несколько видов, чаще всего диагностируется картавость или шепелявость. У детей, занимающихся в логопедических центрах подобные недостатки устраняются относительно легко.

Картавость и шепелявость

По сути картавость и шепелявость – это естественные дефекты речи, которые проявляются в период, когда ребенок только учится говорить. А вот их закрепление и длительность сохранения зависят от внешних причин. Например, поощрение родителями неправильного выговаривания определенных звуков, наличие патологий произношения у окружающих, которые ребенок копирует, стресс и эмоциональное потрясение.

Дислалия

Этой патологией страдают люди с нормальной работой слухового аппарата и его связью с нервной системой. В этом случае человек смешивает звуки, меняет их, некоторые не произносит вообще. Проблема обычно устраняется при помощи заучивания скороговорок.

Дизартрия

Данное расстройство связано с поражением нервной системы или же с патологиями связи ЦНС и речевым аппаратом. В этом случае у человека наблюдается низкая подвижность мягкого неба, губ и языка. Именно из-за этого возникают дефекты речи.

Ребенку с дизартрией плохо дается письмо, чтение, также наблюдается общее недоразвитие речи. Взрослые с этим видом патологии услышанную речь воспринимают хорошо, но письмо и чтение не меняются.

Справка! Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, это лишь симптом травмы, опухоли нервной системы, нейроинфекции, сбоя мозгового кровообращения, ДЦП и др.

Ринолалия

Этот вид дефекта характеризуется гнусавостью при проговаривании звуков. Патология является следствием расстройства речевой функции носа.

Заикание

Основными признаками являются нарушения ритма, интонации или ударений, частые повторения звуков или слогов, паузы во время разговора . Причина такой симптоматики – судорожное состояние мышц речевого аппарата. Заикание формируется в возрасте от 2 до 5 лет, в то время, когда происходит активация развития речи.

Справка! Мальчики страдают заиканием чаще, чем девочки.

Алалия

Алалия формируется при поражении зон мозга, которые отвечают за функции речи. Такое может случиться во время родов, а также при травмах в период внутриутробного развития ребенка. При этом проблем со слуховым аппаратом или замедления умственного развития не наблюдается.

Этиология возникновения дефектов речи

Все причины можно разделить на две категории: врожденные и приобретенные. В первом случае проблемы человека связаны с наследственностью, особенностями организма, тяжелым протеканием беременности. Во втором расстройства возникают и развиваются вследствие запущенности болезней, патологий слухового аппарата, стрессов и т.д.

Причин расстройств речи множество, классифицировать их можно относительно триггеров (профоцирующих факторов):

  1. Наследственные – речевые патологии наследуются от родителей.
  2. Врожденные – расстройства вызваные осложнением беременности, приемом беременной некоторых лекарственных средств.
  3. Перинатальные – осложнения во время родов.
  4. Постнатальные – появляются после родов, например, из-за преждевременных родов.
  5. Функциональные – имеются патологии органов, которые принимают участие в произношении.
  6. Эндокринные – связаны с психомоторным развитием ребенка.
  7. Психосоматические – аномальная речь провоцируется негативными мыслями, и наоборот – трудности в проговаривании звуков провоцируют негативное мышление. Психосоматическое расстройство чаще встречается у взрослых людей.
  8. Связанные с окружающей обстановкой – ближайшее окружение человека оказывает не последнюю роль на его лингвистические способности.

Причины неправильного произношения могут быть связаны со строением артикуляционного аппарата. Также возможен сбой в работе центральной регуляции дыхания – ограничение подвижности языка, голосовых связок, губ, гортани, мягкого неба.

В некоторых случаях наблюдается педагогическая запущенность – у ребенка нет грамотности, отсутствие правильной речи у окружающих. Реже диагностируется нарушение фонематического слуха – плохое понимание слов окружающих, невозможность различия фонем.

Когда родителям нужно беспокоиться?

Обычно в раннем возрасте возникают проблемы с выговариванием шипящих, а также букв «р» и «л». В их образовании участвует самый кончик языка, и его движения должны быть точными и мелкими. Кроме того, плохое выговаривание данных букв может быть связано с укороченной уздечкой (перемычка под языком), слишком крупным размером языка, неправильным прикусом, высоким небом. Точно разобраться с этиологией возникновения дефектов может только специалист.

В возрасте 1 года малыш должен выговаривать 5-10 слов. Если он не произносит ни одного слова – это уже звоночек. Если к 3 годам он так и не заговорит, назвать это просто «особенностью» уже никак нельзя.

В возрасте 3 лет ребенок уже может произносить небольшие фразы, но если малыш разговаривает односложно, вообще не говорит или неправильно произносит звуки, визит к врачу лучше не откладывать.

К 4 годам он должен хорошо говорить. Сложные звуки уже даются более легко. В своем лексиконе малыш должен иметь слова, которые обозначают пространственные и временные понятия. В 5 лет он уже может выговаривать все шипящие буквы.

К 6 годам в речи должны присутствовать длинные фразы, человек должен хорошо выговаривать букву «р» и проговаривать скороговорки.

Важно! При выявлении речевых нарушений лучше обратиться за помощью к логопеду. Чем раньше начнется исправление, тем быстрее можно добиться результата.

Признаки дефектов речи

Существуют определенные признаки, которые указывают на возможное развитие речевых деффектов.

Расстройство экспрессивной речи – скудный запас слов, недоразвитость речи, плохое восприятие и запоминание новых слов, непонимание временных форм глаголов, молчаливочть, использование в разговоре одних и тех же фраз. При этом проговаривание слов может быть правильным.

Расстройство рецептивной речи – отсутствие интереса к разговорам. При этом малыш с трудом выполняет указания, часто вообще плохо понимает, что ему говорят, не может писать и читать написанное.

Диагностика дефектов речи

Диагностика речевых дефектов базируется на сборе анамнеза и выявлении причины, которая могла спровоцировать патологию. Врач должен поговорить с человеком, провести аудиометрию, использовать записи. Также могут потребоваться специфические и нейропсихологические тесты. Очень важен опрос родителей, воспитателей и других людей, которые много времени проводят с пациентом.

К кому обращаться?

Исправлением дефектов речи занимаются два специалиста – и дефектолог, и логопед.

Логопед – это специалист, который занимается восстановлением речи пациентов, не имеющих отклонений в физическом и психическом здоровье, а также нарушений работы ЦНС.

Дефектолог – это врач, который не только учит правильного говорить и произносить звуки, но и занимается коррекцией нарушений в развитии. В задачу этого специалиста входят несколько задач – устранение деффектов речевого аппарата, обучение человека общению, преодоление барьеров и жизненных сложностей.

Что может предложить клиника «Доктор звуков» в городе Курск?

Клиника «Доктор звуков» в г. Курск работает в самых различных направлениях. Это и логопедия, и дефектология, и логопедический массаж, и раннее речевое развитие.

Лечение проводят квалифицированные специалисты с большим опытом работы. Они могут найти индивидуальный подход к каждому пациенту.

Логопеды из клиники не только научат правильно и четко говорить, но и помогут устранить такие речевые деффекты, как аллалия, ринолалия, дизартрия. При необходимости человеку будут назначены специальные занятия (при дисфагии и дислексии, когда имеются нарушения овладения навыками чтения и письма).

Цели дефектологии:

  • изучение малышей с особенностями развития;
  • подбор индивидуальных коррекционных методик;
  • обучение и воспитание людей с психофизическими недостатками.

В арсенале дефектологов клиники «Доктор звуков» самые современные методики и приемы, которые позволяют выявить речевые нарушения в раннем детстве, тем самым увеличив шансы особенных детей на улучшение качества жизни.

Педагоги уделяют внимание не только произношению, но и интонационным, грамматическим и фонетическим составляющим. Занятия расширят словарный запас и разовьют способность к правильной связной речи. Для улучшения восприятия информации специалисты используют увлекательные игровые методики.

В центре работают высококвалифицированные логопеды-дефектологи и олигофренопедагоги. Они проводят занятия для малышей со следующими патологиями: задержка развития, нарушения зрения, слуха, речи, работы опорно-двигательного аппарата, олигофрения, другие отклонения.

Основные принципы работы центра в г. Курск

В центре практикуется индивидуальный подход к каждому пациенту, персональный подбор диагностических и коррекционных методов. Специалисты бережно и очень терпеливо относятся ко всем обратившимся в клинику, и обязательно обеспечивают обратную связь с родителями маленьких пациентов. Также проводится консультирование родителей, подбираются полезные рекомендации. После каждого проведенного занятия заметен положительный результат.

В сети центров «Доктор звуков» работают настоящие профессионалы своего дела. Они обладают знаниями, навыками и опытом, следовательно, могут оказать качественную помощь в каждом конкретном случае.

Важно понимать, что эффективное устранение речевых нарушений очень важно для каждого человека. Ведь именно речь позволяет найти свое место в обществе и достигнуть определенных высот. Такая возможность должна быть у каждого человека. Не откладывайте визит в центр «Доктор звуков», позвоните, запишите своего ребенка на прием и подарите ему будущее.

Минусы логопедической группы